ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ «ШАХНАМЕ ФИРДОУСИ» И ЭТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

«Шахнаме» относится к тем произведениям литературы, которые привлекают внимание исследователей во все времена своего существования. Чем сложнее становится художественно-эстетическое мышление, научные взгляды общества, тем серьезнее исследователи обращаются к произведением типа «Шахнаме».
Начиная с первых относительно поверхностных исследованных «Шахнаме» мы сейчас приходим к этапу более сложных исследований содержания произведения в его связи с национальной и государственной историей формирования общества.
Об этом произведении написано достаточно много исследовательских опубликованных работ. Работы, опубликованные, до 1976 года указаны в библиографической работе Ираджа Афшара «Фирдоусиведение».
После этого «Шахнамеведение» получило еще больший размах.
Составлением библиографического указателя последующих работ занялся заведующей отделом восточных рукописей таджикской государственной библиотеки Фирдоуси Абдулладжан Юнусов, которую можно смело считать продолжением работы Ираджа Афшара.
У нас нет возможности перечислить все работы посвященные «Шахнаме», но хотелось бы отметить серьезную работу Иранского исследователя Али Рэза Кули «Чомеашиносии худкомеги» (Социология эгоизма) написанное в 1999 году.
Ученый весьма серьезно анализирует содержание «Шахнаме» в теснейшей его связи с жизнью Иранского общества с позицией социальной философии поэта.
В этой работе примечательно то, что исследователь совершенно отказался от банального пересказа содержания примитильного социального анализа. В его анализе «Шахнаме» предстает изобличающим документом неблагополучной социально-политической историей Ирана с древнейших времен. Исследователь мало обращает внимание на романтический орел, ведущих героев произведения, но ищет в их героических подвигах проявления социальной психологии героя из племени.
В результате такого анализа перед нами отчетливо предстают картины страшнейших преступлений героев из племени за власть.
Вследствие этого анализа ученые приходят к выводу, что в долголетних периодах политической зависимости Ирана от внешних сил, большей частью вина лежит на самих иранцев, безжалостно расправляющихся друг с другом, истощавших духовные, материальные силы страны, в конечном итоге приводивших страну в упадок. Насколько мы знаем, как легендарная, так и историческое прошлое Ирана знает целый ряд периодов, когда страна была в чужих руках. Ярким примером такого изображения мы можем напомнить в столкновениях Заххака с Джамшидом, Фаридуна с Заххаком, позднее в проявлении последних Ахеминидов и нашествии Македонцев.
Недавно вышла книга Мирза Муллоахмадова «Нравственная весть Фирдоуси», в который ученый углубляется в этическую философию Фирдоуси. В книге рассматривается вопросы воспитания в «Шахнаме» Фирдоуси. О нравственных качествах общественного человека, о добре и зле, о праве и справедливости, о правдивости, дружбе. Ученый обращает серьезное внимание на культурное воспитание человека. Одним из вопросов над которым более подробно останавливается ученый, является вопрос о формирования личности в «Шахнаме».
В 1987 году вышла из печати первая книга, первого тома «Истории таджикской литературы» Х. Мирзозаде, в которой в двухстах страницах, (стр. 288–487) серьезному литературоведческому анализу подвергнуто «Шахнаме» Фирдоуси. В этом исследовании ученый рассматривает мировоззрение и социальные взгляды поэта, источники «Шахнаме», план, сюжет, композицию произведения. Наиболее подробному анализу ученый подвергает систему образов в «Шахнаме».
К сожалению, следует отметить что последующий этап научной деятельности территорий бывшей СССР пришелся на переломный момент и обстановки кризисных явлений, которые помешали не только поставить новые задачи по изучению персидско-таджикской литературы в том числе «Шахнаме», но и поставить новые задачи в этом направлении.
В частности, можем напомнить, что издание нового критического текста «Шахнаме» первый том, которого вышел 1991 году под редакцией М.Н. Османова.
Частотный словарь «Шахнаме» осуществленный сотрудниками Института Языков и литературы Академии Наук Таджикистана под руководством того же М.Н. Османова не был завершен. Многолетний труд целого ряда научных работников не нашел окончательного завершения и частично подвергся воздействию ущербных явлений.
Этот огромный труд сейчас уже требует восстановления и нуждается в восстановлению.
Впервые в истории «Шахнамеведение» Али Рэзакули приходит к выводу, что изображение в «Шахнаме» основываются идеей этнического государства и делает вывод, что личность из племени считает здоровую разумную конкуренцию в обществе, которая является необходимым условием развития социальной жизни, принимает за вражду и борется со своим воображаемым противником до его физического уничтожения.
Такая личность целиком подвергает страну опасности развала и приводит к разрушению.
Это личность в связи с особенностями структуры мышления и самосознания, не способен к борьбе к обществу с политическим строем. Она не в состоянии вести деятельность на развитие этой системы. И поэтому, когда возрастает давление уже не способное к разумному управлению, личность встает на путь борьбы с режимом.
Напряженность такого состояния мы часто наблюдаем в «Шахнаме» Фирдоуси. Рассматривая противосостояние с Багдадским режимом, ученый пишет: «Когда мудрый мастер из Туса (место рождение Фирдоуси) начал свою борьбу, Иранское общество испытывало такое состояние социально-политического кризиса, что не было в состоянии противостоять проискам Багдадского режима». Поэтому он призвал на помощь более диких племенных сил северо-восточных тюрков, проявлением которых в «Шахнаме» являются образы Афросияба, Пирана и подобных персонажей. Важно здесь то, что общество надеется на чужую силу, чтобы пришел и помог править этой страной.
Тут важно то что мудрое руководство, которое не имеет духовной моральной почвы в жизни общества, обречено на провал.
Второе обстоятельство, который отмечает ученый, касается структуры общества страны, которая опиралась на военную силу. Единственной личностью, который пришел к правлению страной без военной силы, был Исмаили Сомони. Он был приглашен к правлению старейшинами города Бухары.
Поэтому эпоха Саманидов, особенно первый период, являлся единственным образцом правления, когда правители опирались не на военную силу, а на духовные образцы истории страны.
Такие состояния, когда правления страной становилось не возможным на истощенную во внутренней борьбе страну, как это нам известно, по мифологическим, легендарным, историческим и художественным описаниям, на страну нападали иноземные силы и подчиняли страну в своей власти.
Психологический характер такого общества, как заключает ученый, никак не могло способствовать беспрерывному процессу существования этнической государственности.
В этой стране социальная ответственность совершенно отсутствует, та социологическая ответственность, которая придает государственности вид цивилизованного управления.
Таким образом, мы приходим к заключению, что Фирдоуси тонко и хорошо знал предмет изображения. Мысли конкретными, философскими социально-политическими категориями. Поэт не преследует изображения показного патриотизма, он ищет патриота в структуре высокого сознания, в системе разумной социально-политической действительности.
Сангинова Р.И. к.ф.н., доцент
кафедры языка и культуры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *